Региональное Духовное Управление Мусульман Республики Мордовия

Меню сайта

Зависть-губительный яд!

"Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим. Бисмилляхир-рахмаанир-рахим. Альхамдулилляхи раббиль алямин вассаляту вассаляму аля расулихи ва аля алихи ва асхабихи аджмайин. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!!!

Тема сегодняшней лекции посвящена такому негативному явлению как зависть. Зависть является болезнью сердца. ЗАВИСТЬ — чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника.

В хадисах говорится:

«Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!» («Аль-муджамуль-авса», № 7874).

«…и не соберутся (не будут вместе) в сердце раба иман (вера) и зависть» («Сахих Ибн Хиббан», № 4606).

 «Остерегайтесь зависти, воистину зависть поглощает (стирает, аннулирует) благодеяния подобно тому, как огонь поглощает дрова и траву» (Муслим).

«Люди не перестанут творить благое до тех пор, пока не станут завидовать друг другу» (Табарани).

Зависть делится на два вида – белая и черная. 

Хасад (черная зависть) – это негативное чувство, возникающее у человека тогда, когда он видит успехи и блага других людей и испытывает страдания от того, что кто-то пользуется благами. При черной зависти человек жаждет, чтобы у людей не было этих благ, которыми не обладает он, чтобы они не пользовались успехом. Однозначно, верующий не может вынашивать и развивать его в себе, так как оно характерно для лицемеров. Черная зависть (хасад) и вера не могут спокойно сосуществовать в сердце человека. Одно непременно вытесняет второе. 

Гыбта (белая зависть) – это чувство, которое возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нем неприязни к этим людям. Он не стремится к тому, чтобы они перестали быть успешными. Наоборот, он рад за них и желает им всяческих благ, а также сам дозволенными путями желает достигнуть таких же успехов. Это относится к допустимому, положительному. 

Зависть – самое действенное орудие в руках Иблиса, которое он применил еще на заре истории человечества, когда поддавшийся дьявольским наущениям Каин убил своего брата Авеля. Священный Коран говорит о Каине: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (сура «Трапеза», аят 30). 

По Корану известно, что Иблис отказался выполнить условие Всевышнего: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (сура «Сад», аят 76). Конечно, не только зависть послужила этому причиной. Но факт, что некое чувство зависти поразило Иблиса – «Почему не я, а он?» 

Также в истории Йусуфа мы видим, что зависть, возникшая на почве «первенства» одного из братьев перед отцом, привела к намерению убийства единокровного брата. 

Поэтому можно смело сказать, что зависть является одной из основных причин бед человека в обоих мирах. Ведь не зря Имам Садык (да будет мир с ним) говорил: «Неверие имеет три корня: алчность, высокомерие и зависть» (Книга «Аль-Кафи»). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки» (Книга «Аль-мухаджатуль-байда») 

Завистник противоречит Воле Аллаха в пяти пунктах:

1. Он недоволен благом Всевышнего когда видит его у других.

2. Он недоволен распределением благ Аллахом.

3. Когда Аллах в изобилии дарует свои блага другим, завистник не желая этого, проявляет наивысшую жадность.

4. Он хочет унизить любимых рабов Аллаха, одаренных Им своей милостью и щедростью.

5. Когда он завидует, он помогает своему врагу и "врагу Аллаха"-шайтану.

Зависть способна лишить человека друзей, свидетельством чему являются слова Имама Али: "Завистник не способен дружить (любить)"

Некоторых людей зависть охватывает настолько сильно, что они уже лишаются способности избавиться от нее до конца своих дней. 

Главный ответ на вопрос как решить проблему зависти, дает наша религия. Зависть будет вытесняться развитием духовности, веры человека. Вера обогащает внутренний мир человека и не оставляет места для зависти.

Поэтому мы должны работать над своим сердцем. Если мы страдаем от высокомерия, любви к показухе, зависти, нам нужно бороться с этим. И нам нужно проверять себя на эти болезни. Ведь для того, чтобы зерно росло в почве, время от времени нужно разрыхлять ее и ухаживать за ней. А вера, как зерно в наших сердцах.

В заключении, братья хочу отметить, что чувство зависти является губительным качеством, как для мусульманина, так и в целом для любого человека.

Давайте приложим все усилия для того, чтобы избавиться от него и направить свою энергию в правильное русло созидания, а не растрачивать свои силы для желания бед и горестей своему ближнему. 

С лекцией выступил:

Муфтий Республики Мордовия

Айзатуллин Зяки Абдулкаримович

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0



Copyright © 2024        Наши Друзья: OOO "ВЕБ Сервис"  Сделать бесплатный сайт с uCoz