ЭТИКА ВХОЖДЕНИЯ В ЧУЖОЙ ДОМ!
Если мы хотим посетить кого-то или зайти в чужой
дом, следует попросить разрешение. Это этическая норма, которую нам повелел
соблюдать Всевышний.
Что следует
делать просящему разрешение войти в дом:
1.
Просящему разрешение следует стучать в дверь тихо или нажать на кнопку звонка.
Когда дверь откроется, следует стоять боком, чтобы не смотреть прямо на то, что
находится в доме; после стука не стоит стоять прямо напротив двери, а лучше
стоять сбоку
В хадисе,
рассказанном ат-Табарани, говорится: «Вы не подходите к двери прямо, а
подходите боком, а потом попросите разрешения войти, и если разрешат, то
входите, а если нет – возвращайтесь».
2. После
стука в дверь следует прождать время, которое равно времени совершения
двухракаатного намаза. Затем следует постучать второй раз и ждать столько же
времени, так как хозяин дома может быть в намазе. На третий стук, если не
ответят, следует возвратиться. В хадисе сказано: «Проси разрешения трижды, и
если тебе разрешат, то войди, если нет – возвращайся» (Аль-Бухари и Муслим).
3. Если
после первого звонка или стука вас спросят: «Кто там?», ответить необходимо,
называя своё имя или фамилию. Нельзя отвечать: «Это я». Джабир рассказал:
«Однажды я постучал в дверь Посланника Аллаха(мир ему и благословение). Он
спросил: «Кто там?» Я ответил: «Это я». Выражая своё недовольство, Пророк(мир
ему и благословение) начал повторять: «Я, я, я» (Аль-Бухари, Муслим). Когда
другой человек ответил на вопрос так же, хозяин дома сказал: «Я не знаю
человека по имени «Я» среди своих друзей».
4. Когда
откроется дверь и выясняется, что хозяин находится дома, следует приветствовать
его и спросить разрешения войти. Хадис гласит: «Один сподвижник вошёл в дом
Пророка(мир ему и благословение), не поприветствовав его. Пророк(мир ему и
благословение) повелел ему вернуться, вначале сказать «Ас-саламу алайкум», а
потом просить разрешения войти» (Ат-Тирмизи и Абу Давуд).
5. Этика
разрешения включает в себя вхождение в дом через ворота или дверь, а не через
окна, ограды или другие места. В Коране говорится: «Вы входите в дома через их
ворота» («Аль-Бакара», 189).
6. В
этику разрешения и позволения входит и неторопливость при входе. Не следует
входить в какую попало комнату, пока хозяин дома не подготовит посетителю место
или не уберёт то, что, по его мнению, лежит не так, и пока он не скажет, куда
войти 7. Если
хозяина дома нет, то следует придумать повод для того, чтобы уйти, не заходя в
дом даже к родным и друзьям. Но разрешается это сделать, если даже хозяин дома
заранее предупредил супругу или детей о приходе такого-то человека и повелел
подождать ему в заранее подготовленном месте дома, пока он не придёт. Однако
разрешается войти, если просят войти взрослые сыновья хозяина или родственники
жены мужского пола. В хадисе сказано: «Настоятельно остерегайтесь
посещения чужих женщин». Один человек спросил Пророка(мир ему и благословение):
«О Посланник Аллаха(мир ему и благословение), а как быть с такими родственниками,
как братья мужа?» «Это подобно смерти», – ответил Пророк(мир ему и
благословение). Потому что ближайший родственник мужа может быть красноречив,
красив, более привлекателен и богат. И если они часто встречаются и нет у них
твёрдой богобоязненности, то наущения сатаны могут привести к плохим
последствиям, разрушить родственные узы.
Если в
отсутствие мужа в дверь постучал даже самый близкий друг мужа, жене не следует
разрешать ему войти. Но, к большому сожалению, на это наши братья и сёстры обращают
мало внимания.
8. Не разрешается глядеть в чужой дом через
окно или дырочку в двери, ибо это запретно.
В хадисе, рассказанном аль-Бухари и Муслимом,
говорится: «Кто бы ни смотрел в дом других людей без их разрешения, им
дозволено лишить этого человека зрения». Это ещё раз подчёркивает греховность
подобного деяния.
|